ArcheAge.Параллельный мир
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Внутренний Прованс: Утопия в мире Archeage
ОлфидаДата: Суббота, 25.01.2014, 13:48 | Сообщение # 1
Хранитель
Группа: Хранитель тайн
Сообщений: 520
Репутация: 2
Статус: Offline
  • Chiarra

  • 3 января 2014, 23:38




Внутренний Прованс: Утопия в мире Archeage











Прованс — юг Франции, овеянный легендами, такими же старыми и
обманчиво-легкими, как местное вино. Здесь солнце светит особенно ярко, а
воздух переполнен запахами: цветущей лаванды, томящихся от жары
лимонов, специй, хвои и морской соли. Как пестрое лоскутное одеяло,
простирается этот край перед путешественниками — ровные ряды цветущих
кустарников голубого, лилового и алого цветов, приземистые виноградники,
тенистые оливковые рощи, белоснежные пляжи с кромкой лазурного моря,
дремучие леса, где дубы с высокими, узловатыми стволами в два обхвата и
кронами цвета темного малахита сплетаются ветвями на немыслимой высоте, и
в этом лесу — как в шатре, под кронами открывается новый, неизведанный
мир. Здесь нет одуряющей жары равнин, а воздух тих и прозрачен, как вода
из горных ключей.

Если вы можете представить эту картину во всем богатстве цветов и
звуков, додумать запах лаванды, дубовой коры и морской соли, вы знаете,
как выглядит центральная часть Западного континента. Добраться сюда
просто, даже если вы неопытный путешественник: верхом с Полуострова
Солрид, где климат суровее и резче, близость моря делает погоду
переменчивой, а возделанные поля лежат меж древних лесов, загадочных и
темных, потом сесть на дилижанс в Холмах Лилиот — стране вечной осени с
ее холмами и рощами берез, осин и тонкостволых сосен, которые разбросали
по карте, как художник оставляет на холсте небрежные мазки кисти,
проехать сквозь Землю Говорящих Камней, глотая пыль, выбитую дилижансом
из сухой глиняной дороги, и Белый Лес, который лучше увидеть самому, чем
услышать любую историю о нем. Уже в Маренлоу вы почувствуете дыхание
солнечного юга, а потом — сами увидите его. И там будет, на что
посмотреть.


Уникальность AA в том, что ее создатели, не европейцы, не классические
художники с опытом жизни в тех краях и уж наверняка не историки — почти
интуитивно воссоздали средневековую Европу. Как с холста.

Кстати, судьба Европы еще печальнее, чем судьба Трансильвании. Если ту
испортил один только Влад Цепеш и легион историй о нем, Европу того
периода растащили на цитаты, дешевые побасенки, глупые мифы. Мы знаем о
ней, кажется, так много — и потому ее образ сложился в голове,
выкристаллизовался, любой представит себе играючи смутное время,
сожжение ведьм, крестовые походы, дуэли, войны феодалов с королями и
церкви с «ересью». Кто-то малюет себе Европу темными красками темных
веков, кто-то — аляповато-яркими картинками придворной жизни, роскоши и
светских игрищ.

На самом деле эта картина так же ущербна, как матрешечно-медвежья
Россия. Она похожа на жизнь так же, как оттиск на мягкой глине похож на
реальный пейзаж с красками, запахами, щебетом птиц. Когда студенты
спрашивали меня, как представить себе реальную историю и жизнь тех
времен, я говорила — просто представьте себе, что вы живете в этом мире.

Вы просыпаетесь поутру от скрипа тележных колес и конского ржания,
умываетесь из кувшина, спускаетесь вниз, где собралась вся семья — кроме
отца, который уже стоит за прилавком в собственном магазине бакалеи, в
том же домике с деревянными ставнями. Вы не богаты и не бедны. Ваша
жизнь зависит от войн и крестовых походов, витают тревожные слухи о том,
что эта территория может сменить синьора, а на рынке сплетничают о
скором и неожиданном браке принцессы-инфанты. Это и есть реальная
история вашего народа и вашего времени.

Представьте себе, что вашу нынешнюю жизнь, жизнь всей страны будут
оценивать по зарубежным поездкам и выступлениям В.В.Путина. Что
представления о России ссохнутся до ликов держателей верховной власти.
Будут ли такие оценщики знать эту страну на самом деле? Так почему же
тогда большинство людей куда больше знает о браках Генриха Восьмого, чем
о секуляризации церковных земель, случившейся в то же время? А ведь за
этой секуляризацией стоит в десятки раз больше Истории, чем за идиотской
светской побасенкой о многоженце. Да, я сочувствую несчастным женам
свихнувшегося Генриха, и да, его желание вступать в повторные браки
оказывало влияние на Англию, но поверьте — гораздо интереснее история о
том, как были ликвидированы все монастыри с доходом ниже установленной
королем планки, казнены недовольные и причастные (в их числе — Томас
Мор), а экономика зашаталась от возникшего в ригидной системе
дисбаланса. Например, именно в монастырском ведении было выращивание
конопли, и чтобы после секуляризации частные землевладельцы и
мануфактурщики не держали в руках стратегически важную (конопля была
сырьем для военного кораблестроения), король издал так называемый
«конопляный указ», по которому каждый владелец земли должен был высевать
акр конопли на шесть акров других посевов.



Представьте себе, как это повлияло на жизнь людей. Целого народа. Вот
это и есть настоящая история за именами королей и полководцев. И второе
без первого мертво, и только когда все части слиты воедино — история
живет и дышит.

Помнится, одно время была популярна легенда о том, что в штате компании
«Близзард» трудится настоящий историк, едва ли не доктор наук, в
обязанности которого входит помогать им ваять достоверный, глубокий и
продуманный лор. Все это ерунда, конечно, ведь лор от «Близзард»
отличается от лора других игр только многосерийностью (сто тысяч
эпизодов дадут бэкграунд даже нелепым историям) и общим упором на эту
сторону игры, ведь обычно разработчики уделяют лору крайне мало
внимания. Лор Варкрафта — чистой воды комикс, и мне тем более легко это
признать, что мне и самой нравился этот комикс. Мне полюбились его
герои. Но живую историю территорий, народов, эпох «Близзард» придумать
не смогли. Да и вряд ли они были на это способны.

Но вот в команде у Джейка Сонга никаких историков точно нет, тогда как
этой команде удалось в правильных мелочах, отдельных моментах, картах и
пейзажах изваять ту самую Европу — не достоверную, с точными цитатами и
уловимыми отсылками к первоисточнику, а абстрактную, состоящую из
аллюзий? Лор этой игры откровенно плох, он состоит из не слишком-то
продуманных квестов, оборванных историй и невероятного количества роялей
в кустах. Но… общее сочетание этих квестов, историй и даже роялей
создает единую Историю. Которая живет, дышит и служит фоном, главной
музыкальной нотой, которая не заглушает музыку нынешних битв. Форма,
пусть местами и гротескная — исчезает. А Идея остается.


У меня порой спрашивают о том, какой «стиль РП» я предпочитаю в играх. Я
всякий раз хочу сказать, что единственный «стиль РП» — тот, который
подразумевает развитие и использование всего, что дает нам игра. Вот
только никогда раньше, даже в линейке, у меня не получалось так. Всегда
была игра в игре, использование декораций и сцены, я не играла в эти
игры как в настоящие РПГ, я играла в свои собственные игры, превращая
игровые условности в обертки для моего сценария. Так было.

«Спонсор» этой огромной простыни текста — Kaizer (привет тебе, если хотя бы ты сможешь дочитать до этого места) —
сказал, что мне нужно написать о моем видении игры, о моих интересах в
игре, моих планах на будущее, чтобы если не найти единомышленников, то
хотя бы убедиться в их отсутствии. Тут все просто. Я по-прежнему люблю
буквы «РП» в «РПГ». Но теперь никаких своих игр. Эта игра — моя
изначально; несмотря на ряд досадных помех, я могу делать в ней именно
то, что хочу, используя то, что мне уже дано. И о, как же этого много.

Мой «стиль РП» в этой игре банален и прост — я буду играть в нее как
есть. Если хотите представить, как это, представьте, что вы живете в
этом мире.

Вам нужна еда, одежда и крыша над головой. Вы занимаетесь ремеслом,
фермерством или торговлей, а то и всем этим сразу. Вы воюете в составе
армии или продаете свой меч, как наемник. Что бы вы делали, если бы все
было по-настоящему? какой жизни хотели бы? И что для этого нужно было
сделать?

Производственные цепочки в игре просты и незатейливы: хочешь выпечь хлеб
— купи муку, или вырасти пшеницу, собери урожай, смели. И получи ту же
муку, дешевле базарных цен, но ты уже и сам понял — чтобы сеять и жать,
времени требуется немало, купить хлеб или куль муки обычно проще. Нет
смысла заниматься этим, если того ты не готов заодно сеять и жать на
продажу. А тогда уже новый этап раздумий — продавать на базаре, пытаясь
лавировать между ценами соседних торговцев, или соорудить свой караван,
чтобы прибыль зависела от долгой (а иногда и опасной) торговли? На самом
деле вопросы просты, но каждый из них наслаивается на другой, как в
реальной жизни. Соберешь фулпак вопросов и ответов — и вот она, дорожная
карта твоей ролевой игры. Да, жизнь фермера, скотовода или
торговца-караванщика — это ролевая игра. Если только ты можешь
представить, что все это по-настоящему.



Но у всех нас, что бы мы не выбрали, есть уникальное преимущество —
свобода выбора и нашей воли. Увы, в средневековье было не так. Увы, в те
времена лучшие умы наций спорили о том, является ли король владельцем
своих подданных, и есть ли у человека право принимать решение, или
свобода воли исходит от Бога, а волю Его несут священнослужители и
благословленные ими правители. Мировоззрение обычных людей, даже
сколько-нибудь просвещенных, не поднималось выше этого уровня,
образование было привилегией (и редкостью), и даже обычная грамотность
была явлением нечастым. Впрочем, глядя в общий чат, я иногда чувствую
дивное сходство с той эпохой… но не будем о грустном.

Так вот. Мы все свободны, друзья мои. И те, кто не видит в игре
единственное развлечение — замесы пати на пати (зерг на зерг) нонстоп —
по моему мнению, свободны в еще большей степени. И не потому, что PvP —
это плохо, а потому, что на некоторой дистанции от «мясорубки» есть
время и возможность подумать о том, как именно вы хотите проводить ваши
игровые будни и праздники. Это действительно «Free to play. Your way».
Без купюр. И эти самые ways могут быть ох какими разнообразными.

Мятежники от теософии, школяры из Сорбонны мечтали о такой свободе —
свободе от классовой системы, от предписанной роли, от догм. Мечтали
тихо, чтобы не навлечь на себя гнев профессуры. Но какие у них были
профессора! Стоит только вспомнить Дунса Скота, которого называли
«утонченным доктором» за его способность вникать в тонкости идей и
высоких материй и формулировать истины с ювелирной точностью. Он был
автором революционной в то время теории примата воли над внешними
обстоятельствами. Voluntas sui juris suaeque potestatis est: Воля есть
причина, которая может сама себя определять. Если бы у меня была
гильдия, это было бы ее девизом. А еще он говорил: nihil aliud a
voluntate est causa totalis volitionis in voluntate — не что иное, как
сама воля, есть полная и исчерпывающая причина появления желания в этой
воле. А внешние обстоятельства (в том числе многочисленные «так
принято», «так надо», «это же pvp/pve/pva-игра») вторичны по сравнению с
тем, чем мы действительно хотим заниматься.


Если бы я действительно делала игровое сообщество, это было бы
сообщество свободных людей, без силлогизмов и указаний. Если бы эти люди
хотели заниматься PvP — они бы делали это. Не потому, что так надо для
общей цельной схемы, охраны караванов или «это же PvP-игра, все должны».
А потому, что им нравится военное ремесло.

Понимаете, мы ведь действительно абсолютно свободны в этой игре. Никто нам не указ, а все попытки делить игроков по сортам и некоей
«факторности» просто нелепы. Все как в жизни — да, есть правящая
идеология (культ войны и вседозволенности завоевателя), в судах и на
полях владычествует право силы, а не сила права, и тот, у кого больше
бойцов, владеет морем или хотя бы имеет доступ к бОльшим богатствам.
Только все это ничего не значит — даже на этих условиях они не могут нам
помешать. Над нами нет закона, правителя и указа, который нас в чем-то
ограничил бы. Единственный повод что-то делать в этой игре — не диктат
обстоятельств, а наш выбор. Это и есть свобода.

В классической сорбонской подпольной утопии все ремесла были бы равны,
от рыбака до полевого командира, все дисциплины были бы в почете, и все
могли бы заниматься каждой из них. Хоть прясть, хоть воевать. В этой
утопии всестороннее развитие личности было несбыточной мечтой. А мы
можем. Я бы хотела увидеть такую утопию наяву — людей, которые
занимаются интересными им профессиями, исследователей и воителей,
вооруженных то мечом, то мотыгой, то свитком пергамента. От них
требовался бы живой интерес к миру, его истории, готовность работать
вместе не только на результат (100 яиц из-под несущихся кур), но и на
общую идею — создать из облюбованной территории свой город в
провинциальном стиле, с домами, аллеями-улочками, рощами осин и ив,
живописными полями лаванды, зарослями виноградника, смоковниц и лавра.

Свобода воли как общая идея. Вторичность ценностей ММО (фастлевел, бест
шмот, киллрейт и прочие чужеродные слова) по сравнению с ценностями РПГ
(интерес к конкретным аспектам игры, готовность углубиться в них до
самого дна, нестандартное восприятие мира, любовь ко всему, что не
является прогрессом, и прогресс в том, что относится к любимым
занятиям). Любовь, нет, лучше страсть к исследованиям, выдумыванию или
поиску историй, путешествиям и открытиям. Вот критерии, которым стоило
бы следовать такому сообществу.


Ареной игры был бы сам мир, он же был бы главным инструментом. Мир
абстрактной средневековой Европы. Ни в коем случае не Европа в
буквальном смысле слова, Полуостров Солрид — не Анжу, Две Короны — не
Прованс, а Холмы Лиллиот — не Лотарингия. Нет здесь ни Франции, ни
Англии, ни Германии, чертовски удачно, но Archeage очень европейская.
контрастная… и все равно универсальная. Мы не натягиваем уже известную
историю на существующий мир. Не превращаем Крепость Двух Корон в Тулузу.
Но мы относимся к ней так, будто она не менее живая и настоящая, чем
Тулуза несколько сотен лет назад. Европейское средневековье — это общая
философия игры, с его наемниками и фермерами, школярами и магистрами, с
торговыми перевозками и морскими путешествиями, маленькими деревушками,
которые обычно знамениты своим вином, сыром или шерстью. И войнами.
Конечно, еще и войнами. И теми, кто, бряцая оружием и военными победами,
будут пытаться управлять нами, мешать нам или запугивать нас. Но вряд
ли это сработает. Ведь они и то, что они делают, ничуть не важнее того,
что делаем мы. Nihil aliud a voluntate est causa totalis volitionis in
voluntate. Нам не нужна ничья санкция на то, чтобы играть в своем стиле,
и ничья оценка, чтобы определить свою успешность. Без унизительного
восприятия себя в качестве сообщества, которое чего-то лишено и в чем-то
ограничено. Мы не «нонфакторы». Наш игровой опыт чертовски полноценен.
Не меньше, а иногда и больше, чем у фанатичных участников жарких
схваток.

Если бы эти планы были реалистичными, я бы растрясла в голове остатки
латыни, придумала дополнительные «квесты» с пасхалками, походы,
полноценно планируемые экспедиции, карту будущего города-сада, раздала
бы разнарядки на академические «штудии» — чтобы у каждого были задания
на исследования. И место, где можно это обсудить — в игре и вне ее.
Прием в сообщество (или в гильдию) по письму соискателя (с обязательным
пунктом о том, какую дисциплину он считает для себя избранной, и
небольшим эссе (на страничку) по этой дисциплине, будь это торговля,
фермерство или изучение истории). И вообще, на звание офицера можно было
бы провести экзамен в духе Сорбонны — да-да, с часовым (мы же не звери)
диспутом с оппонентами и другими офицерами и выдачей метафорического
аналога «черной шапочки» за труды. Это было бы по крайней мере весело smile



Но основой игры все равно был бы все тот же, самый простой постулат —
просто поверьте, что вы живете. Просто подумайте о том, как именно вы
могли бы жить. Просто подумайте о том, что вы свободны — выбирать то,
что вам по плечу, заниматься тем, что вам нравится, исследовать то, что
вам интересно. И если наши интересы, симпатии и предпочтения сойдутся —
что ж, добро пожаловать в сообщество.

Увы, все мы знаем, что бывает с утопиями. Особенно с такими, автор
которых не способен объяснить свою затею просто, лаконично и четко, не
сдувая пыль с пудовых книг smile Но я хотя бы попыталась.



 
ОлфидаДата: Суббота, 25.01.2014, 13:49 | Сообщение # 2
Хранитель
Группа: Хранитель тайн
Сообщений: 520
Репутация: 2
Статус: Offline
Вот полностью совпадающая с моим видением точка зрения. Только я четко не могла объяснить, а автор этой статьи сумела.

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: